ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный анализ проведенных исследований в рамках проекта малых грантов 2012-2013 года и 2017-2018 года математической грамотности учащихся 4 и 6 классов с использованием инструмента мониторинга учебных достижений учащихся (SAM) в Кыргызской Республике показал, что SAM – структурный подход к оценке образовательных результатов, где четко проявляется модель функционального развития по Л. С. Выготскому в формальном уровне, действие по образцу – ориентация на внешние характеристики, в рефлексивном уровне, действие с пониманием – ориентация на существенное отношение как основу способа действия, в функциональном уровне, свободное действие – ориентация на поле и границы возможностей способа действия.
Анкетирование учащихся было проведено с целью выявления того, насколько среда, в которой формируются и развиваются знания, образовательные умения и навыки учащихся, влияет на результаты обучения.
Анкета учителей содержала 30 вопросов, касающихся информации о самом учителе:
– о его образовании и возможности повышать образовательный уровень;
– об отношении учителя к работе;
– об условиях работы в школе и методах, которыми он пользуется;
– о педагогическом коллективе, в котором работает учитель;
– о родителях, которые являются помощниками учителей в начальной школе.
Технология SAM успешно апробирована на кыргызском языке в средней школе. Оказалось, что инструмент легко адаптируется и локализуется в иноязычной среде и выполняет свою функцию заложенную при разработке. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
- Инструмент достаточно гибкий и успешно продвигает педагогическую идею, основанную на теории культурного развития Л.С. Выготского.
- Тестовые показатели инструмента помогают школьным учителям анализировать результаты контроля по конкретному предмету, принимать соответствующие решения по улучшению методики обучения и меры по устранению пробелов по конкретным содержательным линиям.
- Проведенное исследование по адаптации инструмента выявило недостатки в уровнях подготовленности школьников. Учащиеся 6 классов Кыргызской Республики неплохо справились формальным и с рефлексивным уровнем и слабо подготовлены на функциональном уровне. По нашему мнению, причина кроется в:
– отсутствии опыта учителей в применении современных методов обучения, нацеленных на формирование у учащихся умений нахождения существенной связи предметов и явлений, свободного переноса усвоенных умений на новые ситуации, установления отношений между понятиями;
– слабой материально-технической и методической базе школ, в недостаточной обеспеченности школьников современными учебниками и учебными пособиями, в отсутствии опыта у учащихся выполнять творческие задания в учебном процессе и дома.
- Учащиеся Кыргызской Республики в 6 классе (декабрь 2017 г.) показывают более лучшие результаты на всех уровнях, чем учащиеся в 4 классе (апрель 2013г.) это доказывают, что формирование ключевых и предметных компетентностей с возрастом повышается.
2015-2016
Республика Киргизия
ОТЧЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Зейнеп Эсенбаевна Жамакеева
заместитель директора Национального центра тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики
Муратбек Усенакунович Касымалиев
к.п.н.,, отличник образования Кыргызской Республики, соавтор учебников для средней школы по предмету Информатика: Базовый курс, 7-9 кл., Практические задания по базовому курсу, национальный консультант по созданию куррикулумов по предмету “Информатика и ИКТ” для школьников
Гульзат Качканаковна Казиева
к.п.н., доцент, заведующая кафедры “Естественно-математических знаний и технологии их обучения в начальной школе” Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева
Салидин Кадыркулович Калдыбаев
д. п. н., член исследовательской группы Кыргызской Республики