ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы Национальным фондом подготовки кадров был разработан инструмент, в основу которого положена компетентностная модель решения информационных задач, включающая основные когнитивные действия по анализу, синтезу и передаче информации. Особенностью данного инструмента является то, что он позволяет определить не уровень владения учащимся определенным программным продуктом или техническими возможностями компьютера, а дает возможность оценить способность выпускника основной школы использовать компьютер и другие современные информационно-коммуникационные технологии для получения новых знаний, осуществления коммуникации, проведения исследовательской деятельности, что, в конечном итоге, должно помочь ему в выполнении будущих профессиональных обязанностей.
Основные факторы формирования ИК-компетентности учащихся можно разделить на две большие группы: 1) образовательные факторы, связанные с влиянием школы; 2) индивидуальные, связанные с особенностями учащихся и их семьи, такими как особенности мотивации, культурно-образовательные и материальные ресурсы. Индивидуальные факторы оказали намного более сильное влияние на ИК-компетентность, чем образовательные, поскольку в большей мере доступ к информационной среде у учащихся обеспечивается преимущественно в домашних условиях.
ИК-компетентность обусловлена не частотой и длительностью использования учащимися компьютера, а характером осуществляемой ими деятельности. Из ответов учащихся следует, что более 75% из них не пользуются компьютером во время уроков (за исключением информатики, иностранных языков).
Отталкиваясь от выявленных влияний на уровень ИК-компетентности со стороны семьи и домашней обстановки, разрабатывается модель формирования ИК-компетентности среди учащихся, состоящая из трех этапов. На первом этапе информатизации обеспечивается физическая доступность компьютеров. На втором этапе учащиеся вовлекаются в их использование, причем вовлечение должно быть высоко интенсивным. На этом этапе возрастает роль профильной подготовки учителей и методов активного вовлечения учащихся в использование ИКТ. И, наконец, на третьем этапе возрастает значимость типов деятельности, реализуемых в цифровой среде, и именно на этом этапе у образования есть возможность повлиять на формирование ИК-компетентности.
Данные исследования показывают, что на момент проведения исследования в школах Республики Беларусь в соответствии с первым этапом имеет место недостаточная обеспеченность доступа к компьютерам в школах, второй же этап – вовлечение учащихся в использование ИКТ – начался параллельно, в некоторых школах и домашних условиях.
2012-2013
Республика Беларусь
ОТЧЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Александр Ярославович Римша
Государственное учреждение образования “Средняя школа № 37 г. Гродно”, заместитель директора по УР
Ольга Брониславовна Мурина
Государственное учреждение образования “Средняя школа № 37 г. Гродно”, учитель информатики
Инна Ивановна Гаспаревич
Государственное учреждение образования “Средняя школа № 37 г. Гродно”, учитель математики
Марина Вячеславовна Дюжакова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования «Воронежский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования
Павел Иванович Бондарев
директор МБОУ школы №34 г. Воронеж, почетный работник образования
Елена Алексеевна Ююкина
учитель начальных классов, окончила ВГПИ, стаж работы 30 лет, высшая квалификационная категория
Елена Альбертовна Кокорева
учитель начальных классов, почётный работник общего образования РФ. Окончила Воронежский педагогический институт по специальности учитель географии, в 2008,2011 годах стала победителем конкурса ” Лучшие учителя России” в рамках ПНП ” Образование”
Наталья Федоровна Радченко
учитель математики МКОУ СОШ №9 г. Россошь, Воронежская область
И.В. Попова